Николай Ватагин

О ВАТАГИНЕ - ТАТЬЯНА ДАТЮК

Мне очень повезло, что я - хоть и не по праву рождения, но по сознательному выбору - вошла в большую и яркую семью Ватагиных, став 25 лет назад женой старшего внука Василия Алексеевича Ватагина. Коле - двоюродному брату моего мужа - в тот момент было 18.

Надо сказать, что воспринимался он почти всеми друзьями и родственниками как сложившийся художник. И уже на моих глазах уверенно и твердо прошел еще несколько крупных этапов собственной "истории искусства", приблизивших его к нынешнему своеобразному стилю, который Коля два десятилетия прорабатывает и совершенствует.

Нет ничего удивительного в том, что Н. Ватагин, говоря о своих пристрастиях и "учителях" в изобразительном искусстве, упоминает такую блестящую россыпь имен, как Рублев, Веласкес, Сезанн. Креативное усвоение опыта великих предшественников - непременное условие состоятельности серьезного живописца.

Коля весьма привязан к своей библиотеке, и нет для него более дорогого и ценного подарка, чем хорошая "книжечка" по искусству. Содержание этих томов - постоянный фон его ежедневной кропотливой работы, в которой не допускается спешки и халтуры. Четыре поколения художников насытили художественный "микрокосм" семьи Ватагиных. Множество предметов искусства (помимо их собственных работ) и собранные ими коллекции восточных антиков, ампирная мебель и посуда не только служили им в быту, но и насыщали повседневность бытия необычностью, теплотой и своеобразием.

Атмосфера, наполненная бесчисленными художественными импульсами, разрядилась ясным, весомым и лапидарным языком Н. Ватагина, твердо убедившегося и уверенно заявляющего, что почти любую идею можно овеществить в пластике и цвете. Средства его живописной выразительности на удивление определенны: насыщенный колорит, локальный в оттенках, но парадоксальный в сочетаниях, ясные стереометрические формы. В конечном счете, переход от живописи к скульптуре стал вполне органичным.

Вполне согласна с упомянутой Ириной Старженецкой ассоциацией с конструктором, и считаю ее очень верной. С одной стороны, метафора "конструирования" позволяет наглядно представить и процесс, и результат созидания, а с другой - скрывает за игрой серьезный итог творческого исследования. Мы видим только итог, а не промежуточные этапы художественного анализа и синтеза. Именно таким способом Ватагин достигает сложного, уникального и даже одухотворенного изображения своего объекта, будь то человек или храм. Стиль художника определяется комбинацией стереометрических модулей и восхищением "найденностью" этой красоты.

Николай ВатагинЖивопись и скульптураО Ватагине - Ирина СтарженецкаяО Ватагине - Анатолий Комелин
Ватагин о Ватагине
Ватагин о Ватагине
O Ватагине - Ирина Старженецкая
O Ватагине - Анатолий Комелин
О Ватагине - Юрий Бурджелян
O Ватагине - Юрий Бурджелян
О Ватагине - Татьяна Датюк
O Ватагине - Татьяна Датюк